Антикризисные заметки. Сколько продлиться Зима?

6 Апр

   Igri-Prestolov-4-date-release   С выходом четвертого сезона «Игры престолов»!
   Поймал себя на мысли, что события в Украине все больше напоминают мне беды, выпавшие на мир семи королевств. Интриги, ситуационные союзы между бывшими врагами, ложь и предательство, Иные, появившиеся за стеной (для нас российские войска на границе), война…
   Но главное, что объединяет мир «Песни льда и пламени» и Украину – все ждут еще большей напасти, большого ЗВИЗДЕЦА. Братья Ночного дозора, андалы, валерийцы и иже с ними ждут прихода Зимы, возможно даже новой Долгой Ночи.
   Что такое Долгая Ночь? «…Солнце спрятало свой лик на много лет, целое поколение, и королевства Первых Людей, населявших тогда Вестерос, охватили стужа, голод и смерть. Умирали и короли, и свинопасы; матери душили детей, чтобы не видеть, как те умирают. Во тьме Долгой Ночи появились Иные, «холодные мертвые твари», ненавидевшие солнце, железо и всех живых созданий и не знающие жалости. Иные ездили на «бледных конях», повелевали «мертвыми слугами», которых кормили человеческой плотью, и более чудовищными созданиями — «бледными» ледяными пауками величиной с пса».
   Но мне кажется, что в отличие от сериала в наш рiдний Вестерос зима уже пришла. Наша Зима – затяжной экономический кризис как следствие произошедшей буржуазной революции. Могло ли быть иначе? Нет, нельзя же страну разворовывать 23 года без последствий. Не сейчас, так в 2015 году после президентских выборов произошло бы тоже самое. И мы уже поняли, что это всерьез и надолго.
   Это не первый и не последний кризис. Пережили 1998, 2008… Можно ли вынести уроки из пережитого?
   Я решил написать этот пост после забавной истории, рассказанной моим товарищем – директором региональной компании, поставляющей канцелярские товары в офисы. Ему позвонил начальник административно-хозяйственного отдела одного из крупных одесских банков и пожаловался на то, что сканы счетов на оплату « слишком яркие» и тонера на их распечатку уходит в три раза больше, чем на счета других поставщиков, а у нас ведь режим строгой экономии. Банк не маленький, не меньше 50 отделений в разных городах.
    Экономия на скрепках и тонере как антикризисная стратегия? Смешно и глупо, так как эти расходы составляют не более 1% от общих расходов предприятий.
   Нашел свои заметки образца 2009 года. Думаю, они по-прежнему актуальны
№1. Сохранить денежный поток. Деньги – кровь бизнеса. Предприятие прекращает существование не тогда когда перестает быть прибыльным, а тогда когда не может выполнять свои финансовые обязательства. Сейчас основная задача — поддержание мгновенной ликвидности, проще говоря, наличия свободных денежных средств. Налоги нужно платить регулярно, зарплату, по возможности, тоже, с поставщиками рассчитываться, арендную плату вносить. Поэтому получать деньги любой ценой, держать до последней возможности «старые» цены, жёстко контролировать сбор долгов и при этом идти на уступки клиентам в плане снижения цены. Скидки, распродажи – все для того чтобы не пересох, не иссяк в засуху ручеек кэша.
№2. Считать деньги. Я знаю достаточно много компаний, в которых собственники не считают деньги, ну возможно делают вид, что считают. Просто вынимают из бизнеса ровно ту сумму, которую считают нужной в независимости от финансовых показателей предприятия. До кризиса кассовый разрыв легко перекрыть отсрочками платежа от поставщиков или банковскими кредитами. Помощи извне больше нет: поставщики переходят на предоплату и перекредитоваться за счёт банков непросто (да и дорого).
№3. Рынок сдувается как дырявый воздушный шарик. Это не значит, что спрос и потребление падает до нуля.
Просто платежеспособных клиентов становится меньше. Следствие – усиление конкурентной борьбы. Отсюда вывод — быть быстрее и лучше конкурентов, а не говорить, как все стало плохо, и посыпать голову пеплом. Для того, чтобы зарабатывать столько же сколько и раньше нужно работать в два раза больше.

432485_640   Если работаешь столько же, сколько работал раньше – заработаешь в два раза меньше. «Старые» клиенты закрываются и снижают потребление – значит нужно привлечь еще больше новых. Рынок не умирает. Он становится подвижнее. Следствие – еще больше увеличить активность отдела продаж. Банальная фраза «кризис – время новых возможностей» верна. Клиенты чаще меняют поставщиков в поисках лучших предложений, активнее мониторят рынок, идет ротация кадров в «комитетах покупателей», ЛПРа к которому ты не мог достучаться годами могут запросто уволить, а на его место придет новый человек, с которым можно договориться.
   Поставщики становятся сговорчивее, если у тебя есть «живые» деньги. Если задача №1 выполнена можно запросто получить очень большие скидки. Поэтому лучше быть с деньгами, чем с товаром и сократить до минимума товарные запасы. Покупать понемногу, но очень часто.
   Есть обратная сторона этой тактики – падение качества сервиса из-за снижения уровня складских запасов, недопродажи из-за отсутствия товара. Как быть с этим? Как быть с плавающим курсом? Вариант: договариваться с лояльными поставщиками о передаче товара на ответственное хранение. Выигрыш обоюдный – поставщик также страдает от падения продаж. Ведь невозможность давать отсрочки платежа существенно уменьшает продажи. Товар остается в его собственности до продажи. Цена на товар также формируется в момент продажи, исходя из текущего курса. Нет риска для компании-покупателя, что купил сегодня дорого, а завтра курс упал и ты со старой ценой «не в рынке» и чтобы получить наличность сливаешь товар ниже закупочной цены.

№4 Спрос не только падает, у некоторых клиентов он становиться отложенным до лучших времен.
Как следствие если веришь, что твоя компания доживет до лучших времен, не прекращай общаться с такими клиентами, «подогревай» их, поддерживай интерес к своему продукту – рассылки, периодический обзвон… Кризис все равно закончится, важно сохранить отношения.
     В принципе нет специфических исключительно кризисных инструментов. Просто ситуация заставляет тебя делать хорошо, то что раньше делал плохо или то, чем пренебрегал.
    Особенность мира льда и пламени в том, что зима и лето сменяются вне зависимости от астрономического времени. Лето может продлиться три года, а зима пять лет.
    Сколько продлиться «Зима» в Украине? Это зависит только от нас.

walkers

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: